12.01.2017 11:34
Аналитика.
Просмотров всего: 5644; сегодня: 1.

Ученые КФУ заявили об обострении проблемы социализации детей мигрантов в школах Татарстана

Ученые КФУ заявили об обострении проблемы социализации детей мигрантов в школах Татарстана

Учителя Татарстана не готовы преподавать детям из других стран и, более того, не считают необходимым что-то менять в методиках преподавания для детей мигрантов. К таким выводам пришли специалисты научной группы Института психологии и образования КФУ под руководством кандидата наук, доцента кафедры дошкольного и начального образования Резеды Хайрутдиновой по итогам предварительного исследования.

По мнению ученых, в условиях растущего числа детей мигрантов, обучающихся в российских школах, это становится достаточно острой проблемой. Обучение таких детей требует особого подхода и изменения методик преподавания с учетом скорости освоения ими нового языка – языка принимающей страны. Если не принимать во внимание эти аспекты, то общая успеваемость в классе, где учатся такие дети, резко снижается. Таким образом, страдает и сам учитель, поскольку показатели профессиональной результативности педагогов напрямую зависят от показателей работы класса.

По результатам опроса в рамках проведённого Институтом психологии и образования КФУ исследования, более 60% учителей-респондентов не считают нужным что-то менять в методиках своего преподавания ввиду присутствия в их классах детей из других стран и республик. С чем же это может быть связано?

Резеда Хайрутдинова как руководитель одного из направлений проекта мультикультурной подготовки учителя, реализуемого в рамках САЕ «Учитель XXI века», рассказала, что этот феномен зачастую связан с наличием у многих учителей определенных этно-конфессиональных стереотипов или социальных установок. Они и определяют отношение к тому или иному социальному феномену – например, национальности и вероисповеданию. Затем это «проецируется» на личностные особенности, затрагивая и морально-этическую сферу.

Как отметила ученый, задачей проекта мультикультурной подготовки учителя к работе с детьми мигрантов как раз и является разработка таких программ подготовки педагогов, которые позволят скорректировать социальные установки будущих преподавателей для полноценной работы с детьми мигрантов с использованием и педагогических, и психологических способов.

«Наши констатирующие исследования национально-религиозных отношений и установок среди учителей Татарстана в целом показали, что отношение к представителям различных религий достаточно спокойное, но вот к представителям других национальностей весьма неоднозначное – 65% опрошенных ответили, что не желают соседствовать с представителями Кавказа, Средней Азии, Украины и других государств; 25% опрошенных ответили, что готовы жить в одном государстве с представителями других национальностей, а 10% учителей не согласны жить в одном государстве с представителями других этносов», – добавила Резеда Хайрутдинова.

По её словам, порядка 50% учителей, участвовавших в исследовании, имеют негативное отношение к представителям других, перечисленных выше, национальностей; 20% относятся к ним нейтрально и 30% респондентов относятся к ним положительно.

Также исследователь подчеркнула, что в опросе участвовали учителя школ Казани и различных городов и районов Татарстана в возрасте от 43-х до 45-ти лет. При этом порядка 60% относили себя к представителям ислама, 30% - к представителям христианства, 10% - к атеистам. В исследовании принимали участие только этнические татары и русские.

Несмотря на достаточно «ровные» результаты исследования, все учителя, участвовавшие в опросе, не хотели бы, чтобы в их классе учились дети перечисленных выше национальностей. На данный момент это очень серьёзная проблема, поскольку мировые миграционные процессы жестко требуют изменения социальных процессов в принимающих странах и выработки адекватных программ адаптации без социально-экономических перекосов. Одним из направлений таких программ и является социально-психологическая адаптация детей мигрантов в образовательных системах принимающих стран. Не в последнюю очередь она зависит от профессионализма работы с такими детьми учителей школ в новой стране.

Как отметила Резеда Хайрутдинова, пока разработка программы психолого-педагогической подготовки учителя к работе с детьми мигрантов-мусульман находится на промежуточной стадии. Предстоит провести дополнительные исследования на различных этапах подготовки учителей к их непосредственной работе, а это означает, что изучаться будут как негативные, так и позитивные социальные установки студентов разных курсов педагогических вузов Татарстана. Это необходимо, чтобы составить полное представление о том, какова в Татарстане ситуация в целом, а также для выработки адекватных образовательных программ психолого-педагогической подготовки будущих учителей. Ждём результатов!


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 855 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Объем закупок госкомпаний у самозанятых составил более 2,2 млрд рублей
16.04.2024 17:26 Аналитика
Объем закупок госкомпаний у самозанятых составил более 2,2 млрд рублей
Свыше 2,2 млрд рублей составил общий объем закупок компаний с госучастием у самозанятых по итогам I квартала 2024 года. По сравнению с аналогичным периодом годом раньше этот показатель увеличился на 160%, при этом количество заключивших договоры поставок самозанятых увеличилось в 1,5 раза и...
В исторической игре «1418» приняли участие свыше 50 тысяч россиян
16.04.2024 14:33 Новости
В исторической игре «1418» приняли участие свыше 50 тысяч россиян
Более 50 тысяч человек по всей стране стали участниками Всероссийской исторической интеллектуальной игры «1418». Её посвятили событиям Великой Отечественной войны и наступательным операциям советской армии в 1944 году. Задания для игры составили на основе воспоминаний ветеранов, архивных...
Опубликована книга о первых героях Советского Союза
16.04.2024 09:07 Новости
Опубликована книга о первых героях Советского Союза
Главархив Москвы опубликовал новую книгу «Летчики — первые герои Советского Союза. К 90-летию учреждения звания». В ней собраны документы, имеющие отношение к семерым пилотам, чем коллективный подвиг по спасению челюскинцев вошел в историю. Это фотографии...
Основной вид экономической деятельности: как подтвердить
15.04.2024 17:21 Консультации
Основной вид экономической деятельности: как подтвердить
Организации ежегодно должны подтверждать основной вид экономической деятельности. Сведения нужны, чтобы Социальный фонд России (СФР) смог правильно начислить тариф взноса на «травматизм». Он считается по коду ОКВЭД, по которому получена наибольшая доля выручки за прошлый год. У ИП это...
В Керчи отметили 80-ю годовщину освобождения от фашистов
15.04.2024 17:01 Новости
В Керчи отметили 80-ю годовщину освобождения от фашистов
У Обелиска славы на горе Митридат прошёл митинг, посвящённый 80-й годовщине освобождения города от фашистских захватчиков. Об этом сообщает пресс-служба администрации Республики Крым. В торжественной церемонии приняли участие глава муниципального образования Ольга Солодилова, глава администрации...