Сегодня суббота, 07.12.2019: публикаций: 327
Новости. Опубликовано 19.08.2014 16:38  Просмотров всего: 1134; сегодня: 1.

Законодательство РФ оказалось не готово принять беженцев

Законодательство РФ оказалось не готово принять беженцев

В последнее время в связи с увеличивающимся потоком беженцев с Украины актуализировались вопросы, связанные с защитой прав беженцев в России.

До событий на Украине основной поток граждан из этой страны в РФ составляли рабочие мигранты, а также люди, приезжавшие к родственникам и знакомым.

Однако сегодня уже сотни тысяч беженцев ищут защиты и приюта на территории РФ. В приграничных городах продолжают скапливаться тысячи людей, и процесс миграции носит несистемный, лавинообразный характер.

Если тенденция к увеличению числа беженцев сохранится, возникнет необходимость пересмотра не только социальной, но и нормативно-правовой базы в отношении беженцев и перемещенных лиц.

Безусловно, важно помнить, что существование такой категории людей, как беженцы, порождает не только финансовые, но и определенные правовые последствия для государств. Таким образом, необходимо учитывать не только финансовые затраты, но и политическую ответственность принимающей стороны.

Не случайно, как свидетельствует международная практика, государствами применяются довольно жесткие критерии определения тех лиц, которые могут пользоваться статусом беженца и убежищем.

Власти России выделили на решение проблем украинских беженцев почти 5 млрд руб.

Понятно, что делается это с целью ограничить уровень незаконной или нежелательной миграции и таким образом уменьшить бремя принимающего государства. Вопрос этот сложен, неоднозначен для России, где уровень недовольства коренного населения повышением количества иностранных мигрантов в стране довольно высок.

Кроме того, напомним, что, согласно существующему законодательству, беженцем признается лицо, не являющееся гражданином России, которое находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться ее защитой, не может или не желает вернуться вследствие различных опасений. Лицо, ходатайствующее о признании беженцем и находящееся на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ проходит процедуру идентификации личности по месту ходатайства, включая обязательную дактилоскопию.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены семьи имеют право на меры социальной поддержки беженцев.

Беженцу оказывается содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания. Содействие осуществляется территориальным органом Федеральной миграционной службы, в котором указанное лицо состоит на учете, посредством выдачи ему соответствующего направления на приобретение в приоритетном порядке в транспортной организации билетов и багажных квитанций для следования по территории РФ от места выдачи свидетельства до центра временного размещения (места временного проживания). Данным правом можно воспользоваться не более одного раза.

Такое лицо может получить единовременное денежное пособие на каждого члена семьи.

Такие люди получают право на питание и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения до убытия к новому месту пребывания.

ФМС: за получением статуса беженца обратились 33 тыс. граждан Украины

Беженец имеет право пользоваться жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, из фонда жилья для временного поселения. Это право утрачивается в случае приобретения, получения, найма другого жилья.

Такие люди получают медицинскую и лекарственную помощь, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, а также социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

Беженцам оказывается содействие в устройстве детей в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами РФ.

Однако на практике, чтобы получить статус беженца и временное убежище, переселенцам из-за рубежа приходится долго ждать: рассмотрение обращений занимает до трех месяцев.

При этом пребывание беженцев на территории Российской Федерации может быть только временным: лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении в государстве гражданской принадлежности лица вышеназванных обстоятельств срок признания беженцем продлевается на каждый последующий год.

Таким образом, предоставленные права и возложенные обязанности сохраняются до истечения срока признания лиц беженцами. В частности, это право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение.

Читайте также

Еврокомиссия подтвердила наличие проблемы беженцев с востока Украины

Госдепартамент США возложил ответственность за поток беженцев с Украины на ополченцев

ФМС может выделить новую категорию для беженцев с Украины, не намеренных оставаться в РФ

Резкое обострение конфликта на Украине и появление в приграничных территориях беженцев из мест ведения боевых действий, проблемы которых надо было решать, показало многие недостатки законодательства. Так, закон "О беженцах" содержит норму об обязательности пребывания беженца в месте, определенном органом исполнительной власти по миграционной службе. Но это требование противоречит ст. 27 Конституции, которая определяет: "Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно... выбирать место пребывания и жительства".

Для преодоления существующего противоречия целесообразно было бы внести соответствующие изменения в закон "О беженцах", установив для них право свободно (кроме специальных зон, въезд в которые иностранным гражданам и лицам без гражданства запрещен) выбирать место пребывания и жительства, и ввести уведомительную регистрацию в миграционной службе.

Human Rights Watch требует от властей Украины оказать помощь десяткам тысяч беженцев

Также немаловажен вопрос, связанный с трудоустройством. Закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ" среди категорий, на которые не распространяется установленный для иностранных граждан и лиц без гражданства порядок выдачи разрешений на привлечение и использовании иностранной рабочей силы, а также разрешений на работу, не указывает беженцев и лиц, ходатайствующих о признании беженцем. При этом данное положение противоречит Конвенции ООН 1951 года о статусе беженцев.

В связи с этим в закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" целесообразно внести соответствующие изменения. Понятно, что все проблемы это не решит, но устранит хотя бы самые вопиющие.


Ньюсмейкер: CMS Россия — 34 публикации
Поделиться:

Вы можете направить ньюсмейкеру публикации обращение, заявку

Ваше мнение
Допускаете ли возможность отъезда в другую страну на постоянное жительство?
 Да
 Скорее да
 Скорее нет
 Нет
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос